Остались вопросы? Закажите обратный звонок

Задать вопрос

ЛИКВИДАЦИЯ НАША СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ!

ЛИКВИДИРУЕМ С ДОЛГАМИ И БЕЗ!

ПОДБЕРЕМ САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДЛЯ ВАС СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ:

ЛИКВИДАЦИЯ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ В РЕГИОН

(Самый быстрый и экономичный способ. Минимальное количество документов. Проверка не проводится. Вы не отвечаете по долгам компании.)

ЛИКВИДАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОФФШОР

(Низкая стоимость. Без Проверки. Исключение компании из ЕГРЮЛ.)

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ

(Компания официально прекращает свою деятельность с внесением в ЕГРЮЛ)

БАНКРОТСТВО

(Возможность официально закрыть фирму с долгами перед бюджетом и кредиторами)


Создание юридического лица предполагает широкий спектр прав для осуществления деятельности, торговли, оказания услуг и так далее, но также накладывает немало обязательств на фирму перед государством, в первую очередь, в плане оформления и ведения документации. Регистрация, ликвидация и реорганизация юридических лиц требует временных затрат на сбор и оформление сопутствующих документов, на их подачу и получение свидетельств.

Чтобы сэкономить свое время, обращайтесь за данной услугой в компанию "Азбука бизнеса" в г.Барнауле.

Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.

Юридическое лицо- это субъект гражданского права, который имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

На вопрос для чего же создаются юридические лица можно ответить, рассмотрев функции, которые исполняет юридическое лицо:

1. Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю  в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

2. Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

3. Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

Юридическое лицо наделено определенной правоспособностью, т.е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическим лицом могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия могут создаваться как гражданами - физическими лицами, так и другими организациями - юридическими лицами. Не стоит забывать об уголовной ответственности за создание организаций через подставных лиц, необходимость которой обусловлена увеличением числа фирм-однодневок. В декабре 2011 года Уголовный кодекс РФ был дополнен статьями 173.1 и 173.2, предусматривающими наказание за незаконное образование юридического лица через подставных лиц и за незаконное использование документов для образования юридического лица соответственно. В названных статьях в примечании разъяснены определение подставных лиц (учредители (участники) юридического лица или органы управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо) и понятие приобретения документа, удостоверяющего личность (получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием).

В момент организации предприятия те, кто принимает решение о его создании, будут по отношению к уставному капиталу этого предприятия учредителями, при этом не важно, в какой организационно-правовой форме предприятие создается. После создания юридического лица, в зависимости от его организационно-правовой формы, учредители станут, например, участниками (общество с ограниченной ответственностью, далее - ООО) или акционерами (закрытое/открытое акционерное общество, далее - ЗАО/ОАО).

Юридическое лицо считается созданным со дня государственной регистрации. Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" - Федеральной налоговой службой.

Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Наряду с прочими документами в регистрирующий орган при регистрации юридического лица подаются учредительные документы.

Учредительные документы - это своеобразная визитная карточка предприятия. В них содержится полная информация о предприятии: его название, место нахождения, учредители, порядок управления предприятием и другие сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского кодекса РФ и законом для юридических лиц соответствующего вида.

Для ООО - это Федеральный закон Об обществах с ограниченной ответственностью № 14-ФЗ от 08.02.98г.

Для ЗАО - это Федеральный закон Об акционерных обществах № 208-ФЗ от 26.12.95г.

Основным учредительным документом предприятия является устав предприятия. Текст Устава утверждается либо решением учредителя общества (в том случае, если учредитель единственный), либо решением общего собрания учредителей в форме протокола (в том случае, если учредителей несколько). Соответствующая запись об утверждении Устава делается на титульном листе Устава общества.

При получении из регистрирующего органа комплекта учредительных документов, выдаются также Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

На основании Свидетельств общество должно изготовить круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.

Печать побщества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (п. 5 ст. 2 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью № 14-ФЗ; п. 7 ст. 2 ФЗ Об акционерных обществах № 208-ФЗ)

Кроме того, после регистрации юридического лица в регистрирующем органе необходимо получить информационное письмо от Госкомстата о присвоении предприятию кодов Госкомстата. В информационном письме кодируется вся информация о данном юридическом лице: организационно-правовая форма, форма собственности, виды деятельности и т.д.

Юридическое лицо прекращает свою деятельность путем его реорганизации или ликвидации.

Прекращение деятельности юридического лица может произойти не только вследствие реорганизации, но вследствие ликвидации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольно юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (ст. 61 ГК РФ)

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а так же в случаях осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности противоречащей его уставным целями. Хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы так же в случае уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. Для принудительной ликвидации юридического лица необходимы веские основания. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Итак, рассмотрим процедуру ликвидации юридического лица (она достаточно четко определена законом), которая включает в себя несколько этапов.

В первую очередь участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационною комиссию (ликвидатора) и определяют порядок и сроки ликвидации.

На следующем этапе ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

На третьем этапе осуществляется оценка состава кредиторской задолженности, составление комиссией промежуточного ликвидационного баланса который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

На четвертом этапе ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, с момента его утверждения. Ст. 64 ГК РФ предусматривает следующую очередность выплат:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

На следующем, пятом этапе, составляется окончательный ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случае если после удовлетворения требований кредиторов, осталось какое либо имущество, то оно передается участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (если иное нигде не предусмотрено).

Итак, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация- прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Реорганизация может осуществляться как добровольно, так и принудительно.

Ст. 57 Гражданского кодекса выделяет пять форм реорганизации - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При  слиянии, права и обязанности юридических лиц  переходят к вновь возникшему юридическому лицу (прежние, сливающиеся юридические лица прекращают самостоятельное существование и на их базе образуется новое).

При  разделении, права и обязанности юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При  выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица, таким образом, возникает новое юридическое лицо, а старое продолжает свое существование.

При  присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного, т.е. одно вливается в другое и перестает существовать, а присоединяющее продолжает свое существование.

При  преобразовании  происходит изменение организационно-правовой формы, например, ООО в АО. К вновь возникшему (преобразованному) переходят все права и обязанности.

Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы. В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров или участников. 

В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения).

Учитывая большую значимость этих документов, к ним предъявляются особые требования. В частности, в п. 1 ст. 59 ГК РФ предусматривается, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

В соответствие с приведенной нормой закона, можно сделать вывод о том, что в передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм.

С вопросом о правопреемстве тесно связан еще один - о защите прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. При обычном переводе долга на другое лицо должник должен получить согласие кредитора, в противном случае договор о переводе долга недействителен. Перевод долгов в результате реорганизации не требует согласия всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. На этот случай ГК РФ предусматривает специальные гарантии.

Согласно ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны направить письменное уведомление всем кредиторам реорганизуемого юридического лица. В свою очередь кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства. По смыслу ст. 60 ГК РФ речь здесь идет о праве кредитора в одностороннем порядке расторгнуть договор или изменить его условия о сроке исполнения обязательства. Согласие или несогласие должника в данном случае не имеет значения, требование кредитора должно быть удовлетворено.

Проблема возникает, когда уведомление о предстоящей реорганизации не посылается вообще либо доходит уже после реорганизации. Ни ГК РФ, ни судебная практика не дают однозначного решения, может ли кредитор в одностороннем порядке изменить или расторгнуть договор, если реорганизация уже состоялась.

С одной стороны, из буквального прочтения ГК РФ "кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо", следует, что одностороннее изменение или расторжение договора возможно только до реорганизации (если, конечно, законодательство об отдельных видах договора или сам он не предусматривает возможность сделать это в любое время).

С другой стороны, необходимо учитывать цель этой нормы - защита интересов кредитора. В любом случае он вправе прибегнуть к судебному порядку изменения и расторжения договоров (ст. 450 - 453 ГК), а также потребовать возмещения убытков, причиненных несвоевременным уведомлением.

Чтобы реализовать принцип универсального правопреемства, закрепленный в Гражданском кодексе, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого общества. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации.

Инвентаризация является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества и финансовых обязательств и носит обязательный характер (п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

На основании проведенной инвентаризации составляется передаточный акт или разделительный баланс. В них содержатся положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (п.3 ст.60 ГК РФ).

После регистрации нового юридического лица, созданного в процессе преобразования, слияния, выделения, оно должно встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственные внебюджетные фонды.

При слиянии и присоединении прекращается деятельность юридических лиц - предшественников. Ликвидация этих юридических лиц будет завершена только после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр, а для этого необходимо снять предприятие с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Отправить заявку

Обзор файлов
Максимальный размер каждого файла 100 MB
    Style Switcher

    Layout Style

    Predefined Colors

    Background Image